Фоновое изображение

Два креста

Два креста
2006 год

Об альбоме

Песни этого диска, наверное, можно было бы объединить темой светлой памяти. Памяти о людях благородных и талантливых, о тех, кто всегда поступал по законам чести и совести.

Песня «Русские бригады» написана по следам фильма режиссера Сергея Зайцева «Погибли за Францию». Она посвящена солдатам и офицерам Русского Экспедиционного корпуса, воевавшим во Франции в годы Первой мировой войны. В Шампани, возле города Мурмелон, в местечке Сент-Илер-Ле-Грант, и сегодня сохранилось кладбище, где похоронены наши соотечественники – воины, изумлявшие Европу своим мужеством в 1916 – 1918 гг.

Почти пятнадцать лет я занимаюсь историей русской эмиграции. И, конечно, мне очень повезло, что в мою жизнь вошли судьбы и творчество российских изгнанников, никогда не забывавших, кто они и откуда родом и хранивших Россию на чужих берегах. Большой удачей стала работа с Никитой Сергеевичем Михалковым и Еленой Николаевной Чавчавадзе над фильмами «Никита Михалков: Русский выбор» и «Русские без России». В эти многосерийные эпопеи вошли мои песни «Сон» и «Берег Русский».

Встречи, наверное, главное, что дарит судьба. Я никогда не забуду общения с Мариной Антоновной Грей-Деникиной в Версале и в Москве, с великой певицей русского Парижа Людмилой Лопато, которой было сто лет, когда мы разговаривали в Каннах. С незабвенной Ириной Ивановной Туроверовой, сохранившей наследие гениального казачьего поэта Николая Туроверова , с исполнителем русских песен Виктором Клименко, живущим в Хельсинки и с многими, многими другими.

Два великих русских поэта во многом сформировали меня. На песнях Владимира Высоцкого я просто вырос. Со стихами Марины Цветаевой познакомился позже, а потом пять лет проработал под крышей Дома-музея Цветаевой на Борисоглебском переулке. И, конечно, огромное впечатление на меня произвела Елабуга – город, где Марина Ивановна оборвала свою жизнь, оставив перед смертью записку – « А меня простите – не вынесла».

Владимир Викторович Лобыцын, капитан 2-го ранга в отставке, человек удивительного благородства, до последнего дня служил – иного слова не подберешь – истории военно – морского флота России. Он готовил издания, писал статьи, публиковал неизвестные документы. Среди героев его исследований, посвященных тем, чья жизнь прошла под сенью Андреевского флага, были капитан « Варяга» Руднев и адмирал Беренс, в 1920 г. приведший из Крыма Русскую эскадру армии Врангеля в тунисский порт Бизерта. Николай Григорьевич Ткаченко, востоковед, художник, посвятил жизнь творчеству замечательного красноярского живописца Андрея Геннадьевича Поздеева. Благодаря Николаю весь мир узнал об этом поразительно талантливом сибирском мастере. Но Ткаченко отдал слишком много сил, пробивая равнодушие и доказывая гениальность Поздеева. Николая Григорьевича не стало, когда ему было всего пятьдесят один год.

В Санкт-Петербурге я познакомился с легендарным звукорежиссером Сергеем Маклаковым, в советские годы записывавшим «подпольные» концерты Александра Розенбаума и Аркадия Северного. Сергей Иванович пригласил гитаристов, и мы записали несколько моих песен. Они иногда звучат в эфире московских и питерских радиостанций. Валерий Агафонов был одним из самых выдающихся исполнителей русского романса XX века. Но жизнь в Ленинграде в те времена, которые потом назвали «застойными», мало располагала к официальному признанию его удивительного таланта. Ему не давали залы, запрещали выступления, они пел по кухням и квартирам и умер, когда ему было всего 43 года.

Звукорежиссура, аранжировка – Игорь Петров (1,3,4,5,6,7,8,9,10,13,14,15), Николаи Курносов (2,11)

Гитара • Александр Сысоев (1,3,4,5,6,7,8,9,10,14,15)

Дмитрии Григорьев (2,11)

Андреи Комаров (12)

Дизайн иллюстрация – Петр Миронов