Об альбоме
Вы держите в руках новый альбом московского поэта и барда Виктора Леонидова. Эта пластинка родилась во время экскурсии, которую мы вместе с Виктором проводили для иностранных туристов летом 2016 года Тогда нас попросили поводить гостей столицы по Таганке, рассказать о Владимире Высоцком, показать несколько старинных церквей Виктор взял гитару, и мы двинулись в путь. Начиналось все как легкая прогулка: «Посмотрите налево это Театр на Таганке, направо Музей Высоцкого, а вот тут стояла когда-то Таганская тюрьма, которую, как спел Высоцкий, “разобрали на кирпичи”…»
Двигаясь вдоль Больших Каменщиков. мы подошли к Новоспасскому монастырю.
«Как красиво! Beutiful!!» — защелкали фотоаппаратами и телефонами туристы.
«А ты знаешь, что в 1918 году тут был один из первых концлагерей, а потом женский исправдом, тюрьма» тихо сказал мне Виктор ему не хотелось разрушать праздничное настроение наших беспечных подопечных. Разноголосые и разноцветные туристы долго снимались на фоне золотых куполов Новоспасского, цокали от восторга языками, а потом, устав, попросили Виктора что-нибудь спеть «Эту песню исполнял Шаляпин, когда выступал перед заключенными в Таганской тюрьме» объяснил Леонидов, и, ударив по аккордам, неожиданно спел «Очи черные». Вещь известная. Толпа зааплодировала: «Браво!».
…Двинулись дальше к сказочному Крутицкому подворью, оказываясь на котором, моментально переносишься в средневековье. И снова зазвучали восторг и, «охи», «ахи» и тут же негромкий голос Леонидова, обращенный только ко мне, произнес: «После революции здесь обосновались военные, а подвалы использовали как тюрьму для политических…»
Помолчали. Разве объяснить людям из другого измерения за час экскурсии зигзаги русской истории? Да и нужно ли?
Наши «варяги» и «греки», тем временем, притомились, запросились домой. Мы не стали настаивать, и когда уже вдвоем брели обратно от Симоновского вала в сторону Таганки, Виктор прочитал мне первое четверостишье песни, давшей название альбому:
Вечер церкви старые окутал,
Воздух свеж, как будто здесь залив,
«Эй, шофер, вези в Бутырский хутор!» —
Снова мне послышался мотив…
«Таганский альбом» — не просто новая пластинка Это — веха в творчестве Виктора Леонидова.
Здесь, возможно впервые, он обращается в большей степени не только к темам, связанным с эмиграцией, но и к российской истории. Самая важная песня альбома – «Лоцман» написана к столетию великого писателя и пророка Александра Исаевича Солженицына Как отметил Виктор, название этой балладе предложила Наталия Дмитриевна Солженицына, вдова писателя Та прогулка вылилась у него в творческое переосмысление важных, порой замалчиваемых даже сегодня, тем русской жизни. Вот церкви и монастыри, бывшие совсем недавно тюрьмами и пересылками, а здесь трагедия инвалидов Великой Отечественной, брошенных на произвол судьбы, ненужных своей стране:
Прошла война, которой свет не видывал.
Окончен бой с коричневой чумой,
И зазвучат песни инвалидов, да,
С тяжелою похмельною слезой.
И плакат герои всесоюзные,
И сердце разрывали от тоски,
И граждане в ладони заскорузлые
Последние совали медяки.
Или пронзительная композиция «Гори-гори», где, несмотря на горькую печаль и тоску по невозвратному, все-таки блещет надежда на лучшее для страны «снегов, окопов и икон».
Конечно, не обошел автор и свою основную тему – истории русского зарубежья несколько песен написаны как бы от лица тех, кто прославил Россию, находясь «на дальних берегах изгнанья» Ивану Тимофеевичу Беляеву (1875-1957) посвящен «Генерал». Этот удивительный человек стал национальным героем Парагвая и одним из главных героев эпоса индейцев Южной Америки. Под его руководством войска Парагвая разбили вдвое превосходящу ю их армию Боливии, которую обучали немецкие офицеры. Песня «Монастырь» связана с жизнью и судьбой Николая Львовича Оку лева (1885-1949), реставратора, открывшего на Балканах десятки фресок в древних сербских монастырях. Одна из самых знаменитых его находок состоялась в церкви св. Пантелеймона, ныне находящейся на территории Македонии. Композиция «Странствующий энтузиаст» написана в память о замечательном художнике, оформителе театральных спектаклей Мстиславе Валериановиче Добужинском (1875-1957).
Наряду с дюжиной совершенно новых произведений в альбом вошли бонус-треки. Это «Бессмертный полк», написанный как гимн всероссийской акции памяти павших в Великой Отечественной войне; трибьют Марине Цветаевой «Елабуга», композиция «Москва нэпманская», написанная Виктором по моей просьбе специально для книги «Песни и развлечения эпохи НЭПа», а также два музыкальных посвящения Владимиру Высоцкому и Марине Влади без которых было не обойтись в юбилейный для Поэта и его Музы, 2018 год.
Максим Кравчинский (продюсер альбома)